- В Селивановском детсаду №2 прошла акция "Покормите птиц зимой"
Отчет
по экологической акции в детском саду «Покормите птиц зимой!»
Материал предназначен для воспитателей, педагогов,
родителей.
Задачи:
- расширить представления детей о птицах,
об условиях их жизни, продолжать учить узнавать
птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать
птицам в холодное время года;
- воспитывать в детях доброту, приучить их
заботиться о птицах, наблюдать за ними,
испытывать радость от сознания, что,
подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
Это известное стихотворение Александра Яшина
написано в 1967 году.
Многое изменилось в жизни людей за это время,
но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи.
Действительно, зима – трудное время для птиц,
особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от
холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них
кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая
традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что
возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы
начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о
естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не
только пернатым, но и в обучении и
воспитании детей. Дети через беседы, познавательные
занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают
характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах,
испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц,
можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении
подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки,
собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Стало уже традицией проведение акций «Покормите
птиц зимой! » и «С каждого по зернышку», тем самым прививая детям, любовь ко
всему живому,
1.Акция «Покормите птиц зимой! »
Ее целью является
изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на
территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».
Родители и дети ответственно относятся к серьезному
и нужному делу – изготовлению кормушек. Они их изготавливают из бросового и
природного
материала
2.Акция «С каждого по
зернышку».
Ее цель: сбор
корма для птиц, систематическое пополнение кормушек собранным в ходе акции
кормом.
Дети и их родители приносят разнообразный корм
для птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и
др.).
Дети не просто участвовали в развешивании
кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким
праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением,
рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно
дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их
собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием
очень нравится.
Наблюдая за птицами, дети заметили, что,
пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают
к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм.
Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам,
долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Однажды
прилетали синички. Оказалось, что синички и воробьи отличаются друг от друга.
Иногда прилетают сороки и вороны, один раз прилетали даже снегири, но самыми
частыми гостями являются голуби.
Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички
по 2-3, сороки и вороны поодиночке.
В ветреные дни птицы не прилетают.
Кормушки за время наблюдений посетили 6 видов
птиц. Это воробьи, синицы, голуби, снегири, вороны и сороки.
Результатом хорошей подкормки является то, что
стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для
того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он
любит полакомиться, мы изучали книги с изображением птиц и советами, просмотрели
ряд презентаций о зимующих птицах, проводились познавательные занятия, беседы.
Ежедневная подкормка птиц на участке создает
хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может
складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни
кормятся, другие только наблюдают за остальными).
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на
кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц,
различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их
названиями.
Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем
снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на
крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по
земле?» (Задание детям для
самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности
передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее,
чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые
шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы
могут внезапно обрываться, это означает, что
птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4: «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что
птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья,
хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями,
отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями -
планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на
землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не
мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают
заметны?»
Цель: познакомить детей с умением птиц
затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба,
снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя
на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
В ходе проведения акций дети поняли, что
они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.